Как правильно выбрать микрофон?
Выбирая микрофон по необходимым техническим характеристикам, необходимо помнить, что он должен иметь свой неповторимый звук, который способен воспроизвести все оттенки вашего голоса. Нужно слушать, сравнивать, выбирать. Часто для многих определяющим критерием является соотношение цена/качество. На сегодняшний день, к сожалению, на отечественном рынке немного фирм, поставляющих качественную и недорогую продукцию. Стоимость микрофонов — от 50 до 400 у.е., так что каждый сможет себе выбрать подходящую модель. Итак, начнем…

Как выбрать?

http://ib1.keep4u.ru/b/2011/06/29/64/64c06797963bea14be0fbec2c1a1d923.jpg

Область применения микрофонов можно условно разделить на три сферы: студийная звукозапись, звукоусиление во всем его многообразии и радиотелевизионная практика. Все эти виды деятельности имеют свою специфику. Правильность выбора микрофона и эффективность его эксплуатации зависят от рода вашей деятельности, характера применения данного устройства, с одной стороны, и ряда психоакустических особенностей человеческого слуха и непосредственно микрофонов, с другой.
Любой из нас по опыту знает, что если в большой компании мы беседуем с кем-либо, то речь людей, находящихся всего в полуметре от нас, мы как бы не слышим, а воспринимаем как шум. В этом случае наше сознание не осуществляет вербальное распознавание слов, так как распознает речь только того, на кого направлено наше внимание (своего рода "отстройка от помех").
Не так с микрофоном. Он улавливает и передает дальше все звуки, которые может зарегистрировать. Более того, в отношении звукозаписи психологическая избирательность слуха не действует. Прослушав фонограмму, сделанную в многолюдном собрании, мы услышим лишь хаос голосов, из которых наш слух не сможет выбрать какой-то один.
Из этого психоакустического феномена и следует первое правило работы с микрофонами: в микрофон должны попадать только те звуки, которые нужны; всем остальным — объявляется война с применением самых разных способов, средств и устройств.
Из всего многообразия музыкальных инструментов микрофон — наиболее индивидуальный прибор. Отсюда и второе правило: не существует одного идеального микрофона, подходящего для всех источников звука и видов работы. Выбор микрофона для конкретного источника (голоса, инструмента, шума) и способа применения (запись, усиление) — дело опыта во всех смыслах этого слова.
Следует упомянуть еще об одном параметре, который не нормируется стандартами и часто вообще не упоминается в технической литературе — это зависимость спектрального состава звукового сигнала от расстояния до источника звука, называемая иногда "эффектом близости". Проще говоря, чем ближе голос к микрофону, тем больше низких частот присутствует в сигнале. Это может являться причиной появления нежелательных призвуков, бубнения, "взрывных" эффектов.

При выборе также не стоит забывать о такой важной характеристике, как частотный отклик микрофона
Некоторые микрофоны с большой диафрагмой предназначен, для поднятия низких частот, таких как, басы мужского голоса, бас-барабана или даже бас-гитары.
Микрофоны с маленькой мембраной или небольшие капсульные микрофоны предназначены для более высоких частот, таких как женский голос, акустическая гитара или ударные тарелки. Часто такие микрофоны используют для записи барабанных установок или при записи оркестров.
Вот небольшое техническое отступление, где понятие "герца" объясняется с точки зрения человеческого голоса. Герц, названный в честь немецкого физика Генриха Герца - это некое число циклов в секунду. Где человеческий голос, то, это означает, сколько раз голосовые связки вибрируют в секунду.
здоровой мужской голос обычно находится между 110-120 герц
здоровый женский голос обычно находится между 200-210 герц
голоса детей, как правило, находятся в пределах 300-400 герц
Чем выше колебаний в секунду, тем ярче звук. Например, возможно Вы знакомы с понятием A440, также известным, как "концертный шаг". Когда оркестр настраивается перед выступлением, главный скрипач будет играть в эту тональность, чтобы помочь другим в ансамбле настраивать свои инструменты.

Выбирая микрофон для той или иной цели, необходимо также знать, что существуют два типа микрофонов: динамические и конденсаторные. Все прочие не находят применения в профессиональной практике. Устройство динамического микрофона аналогично устройству динамического громкоговорителя. В конденсаторном микрофоне звук воздействует на мембрану, являющуюся одной из обкладок конденсатора.
А теперь — о сферах применения микрофонов.

Концерты, репетиции

http://www.nastol.com.ua/large/201106/4871.jpg

Многие из вас, скорее всего, сталкивались с проблемами, возникающими в тот момент, когда группе необходимо отработать вокальные партии. Репетиционные помещения в большинстве случаев очень маленькие с ужасной акустикой, к тому же под завязку набиты всевозможным оборудованием. Примерно то же возникает на концертах. В большинстве случаев сейчас используются системы контрольного озвучивания сцены, так называемая "мониторная подзвучка", а в больших залах также и "прострел" (примерно такие же акустические системы, которыми озвучивают зал, но повернутые из-за кулис вдоль сцены).
В таких условиях при повышении громкости микрофона возникает пронзительный свист и вой, т. н. акустическая обратная связь. Микрофон невозможно сделать громче, и в результате вокала не слышно. К тому же звук из рядом стоящих динамиков улавливается микрофоном, усиливается, получается "каша" (особенно в случаях, когда вокал мешается со звуком бас гитары).
Вступает в действие первое правило, и оно сразу диктует выбор типа направленности микрофонов. Это односторонненаправленные микрофоны: кардиоидные, супер- и гиперкардиоидные. Основное применение в звукоусилении находят динамические микрофоны — более универсальные, стойкие к перегрузкам и более дешевые.
Динамические микрофоны здорово выполняют возлагаемые на них функции. Эти микрофоны обладают теплым, индивидуальным звуком, и в то же время при их использовании не возникает вышеописанных проблем.

Студии, запись

http://ib1.keep4u.ru/b/2011/06/29/2f/2fb19978e94ea95717472be3631222b8.jpg

В отличие от практики звукоусиления, студийная звукозапись в основном опирается на конденсаторные микрофоны, хотя для таких инструментов, как ударные, и в студиях применяются упоминавшиеся ранее специальные динамические. Техника расположения микрофонов и источников (вокал, инструменты) в студии более разнообразна. Дело в том, что (в отличие от концерта, где пространственные манипуляции исполнителя с микрофоном не дают никаких положительных результатов) в студии приближением-удалением, изменением угла оси микрофона можно добиться разных интересных эффектов.
Для большинства музыкальных инструментов пригодны те же микрофоны, что и для вокала. Многие так называемые "инструментальные" микрофоны, в свою очередь, отлично работают с вокалом. Правда, они обычно имеют несколько иной дизайн, так как не рассчитаны на то, что их будут держать в руках.
Например, один внешний вид микрофонов для басовых инструментов (контрабас, туба, тромбон, большой барабан и т.п.) сразу говорит об их предназначении. Для озвучивания ударных инструментов применяются специальные микрофоны, оснащенные креплениями. При этом характер звука будет зависеть не только от выбранных моделей микрофонов, но — и в большой степени — от расстояния до звучащей поверхности и угла наклона к ней. Варьируя эти параметры, можно добиваться того звучания, которое вам необходимо.

Вообще, количество методов использования микрофонов столь велико и разнообразно, что советы можно давать до бесконечности. Но главный учитель здесь — практика и ее критическое осмысление..